Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Контакты

 

 


 

Международная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2007»

 

21–22 мая 2007 года состоялась международная конференция, посвященная проблемам онтолингвистики. Конференции по детской речи проводятся в последнее время в Санкт-Петербурге ежегодно, поскольку именно здесь находится научный центр, где разрабатываются и исследуются самые разнообразные проблемы становления языковой системы в онтогенезе. Организатором и руководителем этого центра является С. Н. Цейтлин, доктор филологических наук, профессор кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена.

В 2007 году конференция проводилась при Российском государственном педагогическом университете (и была посвящена его 210-летию), при содействии Петербургского лингвистического общества. Проведение конференции осуществлялось в рамках проекта «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».

Открылась конференция презентацией книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Первое издание этой работы, которая признана классикой отечественной онтолингвистики и до сих пор является важной опорой для работы специалистов в области языкознания и логопедии, было выпущено в 1961 году. Представленное в рамках конференции издание – второе. Оно осуществлено издательством «Детство- Пресс». Книга увидела свет буквально накануне конференции.

Пленарное заседание открыла С. Н. Цейтлин. Среди выступивших на пленарном заседании были такие известные отечественные специалисты в области онтолингвистики и психолингвистики, как М. Б. Елисеева (сфера научных интересов – диагностика речевого развития, лексика), Г. Р. Доброва (проблемы освоения ребенком персонального дейксиса, терминов родства, возрастная социолингвистика), Е. И. Исенина (проблемы коммуникации детей, в том числе – на дословесном этапе), М. Д. Воейкова (освоение ребенком грамматики), И. Г. Овчинникова (проблемы дискурса и многое другое)1. В конференции приняли участие и зарубежные гости: Даце Маркус (Рига, Латвия), Л.А. Калмыкова, Н. В. Харченко, С. Д. Демьяненко (Переяслав-Хмельницкий, Украина). Были представлены доклады, которые основаны на совместных исследованиях отечественных ученых (Т.В. Черниговская) и американских и шведских ученых.

Прошли секционные заседания по вопросам грамматики, детского двуязычия и языковой рефлексии, лексики и текста. Представленные на конференции доклады были посвящены самым разнообразным проблемам: особенностям детского лексикона, освоению грамматики, звуковому строю детской речи, языковой рефлексии, детскому двуязычию, освоению русского языка инофонами, освоению детьми письменной формы речи и т. д. В конференции приняло участие более 60 человек.

Закончилась конференция круглым столом, на котором участники обсуждали перспективы развития лингвистики детской речи в XXI веке.


Краткое содержание докладов

Абросова Е. В. (Санкт-Петербург) - "Усвоение в онтогенезе предложно-падежных конструкций, представляющих собой свернутую пропозицию"

В докладе представлены сведения об усвоении детьми с недоразвитием речи свернутых пропозиций. Выявлено, что дети легче усваивают «развернутую» пропозицию, следовательно, сложное предложение («Дети занимались тем, что кормили птиц), чем «свернутую» пропозицию, представленную падежной формой или предложно-падежной конструкцией (дети занимались кормлением птиц). Во внимание принимались высказывания с различной семантикой.


Ачимова А. Е. (Пермь) - "Глагольные формообразовательные инновации в речи детей 5-7 лет (на материале английского языка)"

Доклад посвящен анализу формообразовательных инноваций, конструируемых англоязычными детьми при освоении глагола. В качестве факторов, способных повлиять на выбор формообразовательной модели, рассматривались частотность единицы в инпуте, регулярность и частотность модели, фонетические характеристики слова. Результаты анализа иллюстрируют сложную организацию внутреннего лексикона и могут служить аргументом в пользу подхода, в котором ведущая роль в освоении языка отводится инпуту, а не врожденным знаниям, т.е. usage-based approach.


Асташова Е. В. (Санкт-Петербург) - "Экспериментальные методики в исследовании коммуникативной компетенции детей"

Доклад посвящен обсуждению наиболее распространенных экспериментальных методик, которые используются для сбора материала в исследованиях, посвященных формированию коммуникативной компетенции у детей в отношении директивных речевых актов; рассматривались достоинства и недостатки этих методик; одна из них была выбрана в качестве основы для разработки собственной экспериментальной методики, которая в будущем позволит провести корректное сравнение компетенции детей разного дошкольного возраста в отношении директивных речевых актов.


Балашова Л. В. (Саратов) - "Метафора и языковая картина мира школьника: сопоставительный аспект (на материале ученического жаргона XIX и XX вв.)"

Метафорическая картина мира школьника XIX и XX вв. отражает конфликтный характер отношений подростка с миром взрослых-преподавателей, отрицательное отношение школьников к процессу общения в целом. В XIX веке данная картина отмечена бoльшей кастовостью, культом насилия в закрытых мужских заведениях. В ХХ веке отличается более эмоциональным отношением к воспитательному процессу.


Воейкова М. Д. (Санкт-Петербург) - "Прагматические и грамматические функции диминутивов в речи, обращенной к детям"

В докладе речь идет о диминутивах – уменьшительно-ласкательных словах. Анализируются ситуации их употребления и способы выражения в разных языках. Рассматривается соотношение диминутивов в речи матери, обращенной к ребенку (инпут) и в речи ребенка.


Гаврикова Э. О. (Тюмень) - "К вопросу о тайных детских языках"

Тайные детские языки – одна из форм социализации детей и вхождения их в систему общественных отношений. Соответствие возрастным потребностям, широкая распространенность в детских сообществах, высокая вариативность, появление новых словообразовательных моделей свидетельствует о продуктивности данной разновидности речевой коммуникации. Основные тенденции в развитии детских искусственных языков – упрощение словообразовательных элементов, доминирование односложных формантов, состоящих из согласного, что объясняется простотой создания, легкостью запоминания и произношения, а также соответствием современным языковым тенденциям. Неканоническое использование языковых единиц способствует развитию фонематического слуха, артикуляционной моторики, метаязыковой функции, свободному переключению языковых кодов, успешной социализации ребенка, реализации потребности в лингвокреативной деятельности.


Гиржева Г. Н. (Нижний Новгород) - "К вопросу о речевой деятельности ребенка"

В докладе было представлено понимание речевой деятельности как психического процесса, явления человеческого сознания, а также было предложено понятие "фона" как информации об акустико-артикуляционных признаках звука для описания речевого знака в онтогенезе.


Даце Маркус (Рига, Латвия) - "Как образовывают, выбирают и классифицируют дети в латышском языке"

В докладе описываются и анализируются языковые явления, которые наблюдаются в речи латышских детей в процессе освоения и создания различных лексических единиц, выбора того или иного слова, отображение классификации объектов в латышской детской речи. Дается краткий обзор того, как латышские дети воспринимают разные объекты и классифицируют их, а тем самым и мир в своей речи. В докладе использованы речевые факты детей из латышских и смешанных – латышско-русских – семей в возрасте от двух лет до младшего школьного возраста.


Дементьев В. В. (Саратов) - "Жанры прямой и непрямой коммуникации в онтогенезе"

В докладе развивается идея о том, что соревновательные и несоревновательные игры детей лежат в основе разных типов и жанров: соревновательные игры лежат в основе овладения риторическими, высокими нериторическими и косвенными жанрами типа Small talk. Доказывается важность для портретирования языковой личности таких факторов, как возраст, когда человек впервые произнес слова искреннего сочувствия и поддержки, выступил в роли коммуникативного лидера, косвенно (манипуляция) склонил группу людей к достижению желательного результата.


Демьяненко С. Д. (Переяслав-Хмельницкий, Украина) - "Рефлексия языковых понятий старших школьников"

В докладе представлен эмпирический материал об умениях детей старшего дошкольного возраста высказываться о языковых единицах «звук», «слово», «предложение», а также предлагается языковой анализ детских высказываний о языковых деформациях.


Доброва Г. Р. (Санкт-Петербург) - "Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса"

В докладе идет речь о целесообразности придания возрастной социолингвистике статуса самостоятельной области знаний. Обсуждается сам термин «возрастная социолингвистика» (либо «социальная онтолингвистика»?), показываются отличия этой области знаний от общей социолингвистики, заключающиеся в динамичном характере объекта исследования. Были представлены части анкеты, определяющей социокультурный статус семьи. Осуществлялась попытка доказать на материале экспериментальных данных, что различия в речи детей из семей с высоким и с низким социокультурным статусом носят системный характер.


Доброва Г. Р. Королев В. Д. (Санкт-Петербург) - "Усвоение детьми раннего возраста слов релятивной семантики"

В докладе рассматривался вопрос о валидности Мак-Артуровского опросника на примере усвоения детьми слов релятивной семантики. На материале сравнительного анализа 400 опросников и полученных ранее другим путем данных, а также на материале сравнения данных 16 опросников и 3-х серий экспериментов с теми же 16-ю детьми доказывалось, что каждый конкретный опросник – отнюдь не всегда надежный источник информации, но что в целом данным Мак-Артуровского опросника можно доверять, так как общие тенденции он отражает верно.


Завалко Е. А. (Самара) - "Тенденция становления общей этической культуры ребенка (на примере овладения речевыми этикетными формулами)."

В докладе рассматриваются особенности формирования у ребенка интерактивных умений участия в дискурсе, в том числе освоения прагмалингвистической сферы вежливости. Описываются основные этикетные жанры, проявляющиеся в речи ребенка. Установлено время первых фиксаций каждой из этикетных формул определенного коммуникативного назначения; своеобразие их лексического состава; пути усвоения категории вежливости. Теоретические положения иллюстрируются примерами коммуникативных ситуаций.


Еливанова М. А. (Санкт-Петербург)
- "Освоение детьми раннего возраста локативных синтаксем"

Доклад посвящен освоению детьми раннего возраста локативных синтаксем – предложно-падежных конструкций и наречий с пространственным значением. Целью исследования было сравнить данные лонгитюдных исследований (дневниковые записи и расшифровки записей устной спонтанной речи детей) и данные опросника Мак-Артура. Выявлены основные черты сходства (последовательность появления синтаксем, наличие и отсутствие некоторых синтаксем в речевой продукции), а также черты различия.


Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. (Санкт-Петербург) - "Макартуровский опросник как источник сведений о речевом развитии ребенка"

В докладе рассматриваются результаты исследования, сопоставляющего данные активного лексикона одного ребенка, полученные различными методами: дневниковым и Мак-Артуровским опросником. Выводы: 1) цифры, характеризующие количественный состав лексикона, значительно отличаются от реальных, но это заложено в самом опроснике; 2) различия между реальным лексиконом и словарем опросника неизбежно увеличиваются по мере взросления ребенка и роста его лексикона; 3) главная причина различий – неравномерность лексического развития ребенка; 4) сопоставление количества слов в различных тематических группах у конкретного ребенка с результатами статистической обработки данных выявляет характер лакун: возрастные (когда отсутствие каких-то типов слов свойственно детям в определенном возрасте), индивидуальные и «педагогические» (обусловленные инпутом).


Исенина Е. И. (Иваново) - "Антропоцентрический подход к анализу диалога в онтолингвистике"

В докладе анализируется диалог с антропоцентрических позиций. Обосновывается важность связи речи с контекстом, определяются структура и средства коммуникации у детей в сравнении со взрослыми, описывается интерсубъективное пространство участников диалога.


Князев Ю. П. (Великий Новгород) - "Первые союзы и вопросительно-относительные слова в детской речи"

В докладе анализируется состав первых союзных средств, появляющихся в речи русских детей, и предлагается объяснение некоторых обнаруженных закономерностей раннего усвоения одних их них и относительно позднего – других. Материалом для исследования послужили данные Фонда детской речи при лаборатории детской речи РГПУ им. А. И. Герцена.


Круглякова Т. А. (Санкт-Петербург) - "Дошкольник как «наивный» стихотворец"

В докладе речь идет о сочинении детьми стихотворений на разных этапах речевого развития, о создании «непевучих» стихотворений – экикик, начиная с двухлетнего возраста. Литературное развитие детей связывается со знанием произведений русского фольклора, предназначенного для малышей.


Лемяскина Н. А. (Воронеж) - "Метакоммуникативная деятельность младшего школьника"

В докладе обсуждаются результаты исследования усвоения глагольной морфологии пятью двуязычными норвежско-русскими детьми, в возрасте 7–8 лет, двуязычное воспитание которых было различным. Результаты тестов и анализ интервью с родителями о языковом развитии ребенка, стратегиях общения в семье и других важных факторах двуязычия показывают, что развитие глагольной морфологии у детей-билингвов тесно связано с количеством и качеством получаемого ребенком инпута.


Мальцева Н. Г. (Саратов) - "Раннее изучение иностранного языка как формирующийся билингвизм"

Направленное обучение второму языку в дошкольном возрасте как формирование особого вида билингвизма представляет собой, по мнению автора, методическую и логопедическую проблему. Основное внимание сосредоточено на определении готовности ребенка к изучению иностранного языка в свете нейропсихологических теорий когнитивного развития.


Месеняшина Л. А. (Челябинск) - "Письменная речь: «learning» или «acquisition»?"

В докладе анализируются результаты эксперимента, позволяющего рассматривать вопрос о возможности формирования письменной речи путем, подобным освоению ребенком родного языка, обсуждается, что должно сыграть роль инпута при таком подходе.


Мошникова Д. А. (Череповец) - "Некоторые особенности речи детей на раннем этапе развития билингвизма"

В докладе идет речь о детях-билингвах, усваивающих английский язык от русско-говорящей мамы (тети), а русский язык – от других родственников. Данные условия обеспечивают раннее разделение языков. В речи детей наблюдаются черты, свойственные как детям-монолингвам, так и детям-билингвам.


Петрова Т. И. (Владивосток) - "«Языковое существование» ребенка в зеркале ролевой игры"

В докладе рассматриваются некоторые особенности детской речи в процессе одиночной сюжетно-ролевой игры. Дискурс, создаваемый в такой ситуации (инсценированный квазидиалог), анализируется в аспекте ролевого варьирования речи. Последовательность ситуативно обусловленных вариантов речевого поведения определяется автором как «языковое существование».


Овчинникова И. Г. (Пермь)
- "Эволюция повествования: результаты лонгитюдных наблюдений за детьми от 6 до 13 лет"

Обсуждаются сбои в развертывании синтаксических конструкций и лексическом выборе на материалах историй о лягушке. В результате сопоставления повествований одного и того же ребенка в дошкольном и подростковом возрасте установлено, что сбои в синтаксическом конструировании сохраняются у детей экспрессивного стиля, в то время как коррекция лексического выбора характерна для референциальных детей.


Свистунова Т. И. , Черниговская Т. В. (Санкт-Петербург), К. Гор (США) - "Особенности усвоения русской глагольной морфологии детьми в свете дискуссий об организации ментального лексикона"

В работе представлены результаты психолингвистического эксперимента, главной целью которого было описать особенности усвоения русской глагольной морфологии здоровыми детьми дошкольного возраста. Полученные данные были проанализированы с точки зрения двух основных гипотез, сетевой и модулярной, об организации ментального лексикона. Было установлено, что результаты эксперимента не могут быть описаны в рамках ни одного из этих подходов.


Сизова О. Б. (Санкт-Петербург) - "Последовательность появления механизмов грамматического оформления высказывания при нормальном и отклоняющемся языковом развитии"

Исследование посвящено выявлению механизмов, в соответствии с которыми функционирует грамматический уровень языковой системы на каждом из этапов развития в дошкольном детстве. Выявлено, что более сложные механизмы функционирования грамматической системы включаются онтогенетически позже, чем простые механизмы, опирающиеся в своем функционировании на автомеханизмы фонетического уровня языка. В нормально развивающейся языковой системе каждый из механизмов начинает функционировать раньше, чем при системном недоразвитии речи.


Степанова Т. В. (Великий Новгород) - "Лексическая компетенция: способы измерения"

В докладе описывается новый метод измерения лексической компетенции младшего школьника методом точечных сопоставлений в рамках ассоциативно-морфемного эксперимента. В качестве сопоставительных точек выступают группы слов, объединённые в одном корневом гнезде.


Столярова Э.И., Ляксо Е.Е. (Санкт- Петербург) - "Сравнение речевого развития детей воспитывающихся в условиях семьи и Дома ребенка"

Проведено сравнительное исследование речевого и коммуникативного поведения детей 4-х лет, воспитывающихся в условиях семьи и Дома ребенка, в рамках естественного диалога со взрослым. Показано отставание детей из Дома ребенка в речевом развитии (фонетическом, лексическом, грамматическом) от домашних детей этой же возрастной группы. Установлено, что у детей из Дома ребенка не сформированы навыки речевого и коммуникативного поведения при диалогическом общении.


Ткаченко Е. C. (Осло), Черниговская Т. В. (Санкт-Петербург) - "Воспитание двуязычных детей: особенности усвоения глагольной морфологии двуязычными норвежско-русскими детьми"

В работе обсуждаются результаты исследования усвоения глагольной морфологии пятью двуязычными норвежско-русскими детьми в возрасте 7–8 лет, двуязычное воспитание которых было различным. Результаты тестов и анализ интервью с родителями о языковом развитии ребенка, стратегиях общения в семье и других важных факторах двуязычия показывают, что развитие глагольной морфологии у детей-билингвов тесно связано с количеством и качеством получаемого ребенком инпута.


Харченко Н.В. (Переяслав-Хмельницкий, Украина) - "Особенности рассуждений детей старшего дошкольного возраста (на материале анализа речи украиноязычных детей)"

В докладе раскрываются лингвистические особенности рассуждений украиноязычных детей старшего дошкольного возраста. Высказывания детей анализируются по следующим критериям: объем, синтаксический строй рассуждения, наличие структурно-смысловых частей рассуждения, речевые средства связи структурно-смысловых частей монолога-рассуждения.


Цейтлин С. Н. (Санкт-Петербург) - "Конструирование грамматики (морфологии)"

В докладе высказывается ряд интересных мыслей, в частности, делается вывод, что чем сложнее организована морфология в том или ином языке, тем раньше начинается ее освоение и тем заметнее успехи детей в этом отношении. Под влиянием речи окружающих ребенка людей языковое сознание ребенка формируется специфическим образом, настраиваясь на внимание к морфологическим формам языка, обеспечивая возможность строить нужные аналогии на основе различных парадигматических и синтагматических ассоциаций. Эта работа, проходящая на низких уровнях осознанности (фактически – бессознательно) успешно осуществляется именно в раннем возрасте, что связано с особенностями строения детского мозга, его особой пластичностью и другими ценными свойствами, позволяющими считать возраст до 3 лет в высшей степени сензитивным в плане освоения речи.

Рассматривается процесс зарождения морфологических категорий основных частей речи (существительного и глагола) при освоении ребенком русского языка в качестве родного с привлечением материалов по освоению русского языка как неродного.


Швец В. М. (Череповец) - "Усвоение детьми старшего дошкольного возраста оценки достоверности"

В докладе идет речь об освоении ребенком дошкольного возраста семантики и способов выражения оценки сообщаемого как достоверного – недостоверного – проблемного. Результаты проведенного исследования показывают, что данный тип оценки дети начинают выражать уже в возрасте 2–2,5 лет и к 7 годам используют для этого разнообразные языковые средства, включая вводно-модальные слова, словосочетания и т.п.


Шмелева Т. В. (Великий Новгород) - "Второй язык ребенка на фоне дихотомии язык / речь"

В докладе обсуждается проблема второго языка ребенка на фоне дихотомии язык / речь. С этих позиций получает объяснение неуспешность школьной практики обучения иностранному языку: язык оказывается БЕЗ речи и потому не складывается в сознании школьника. Но самое интересное, что и родной язык ребенка преподается в школе так, что он оказывается для него вторым – не соотносящимся с его реальным внешкольным речевым опытом. Изложенные соображения могут быть учтены при разработке лингводидактических стратегий.


К сожалению, в рамках небольшой статьи невозможно рассказать обо всех интересных докладах и обсуждениях. В настоящее время готовятся к публикации материалы конференции, где можно будет познакомиться с заинтересовавшими уважаемых читателей темами и проблемами.

Еливанова М. А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры детской речи
РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна