Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Гранты

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Издания кафедры

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Отзывы о кафедре

Контакты

Ниже представлен фрагмент «Словаря детских словообразовательных инноваций», который был впервые издан в Германии в 2001 году,а затем переиздан в России несколькими годами позднее. Работа над Словарем в 1993-1995 г.г. финансировалась Российским Фондом фундаментальных исследований.

Следует учитывать, что никакой словарь инноваций никогда не может быть исчерпывающим. В данном фрагменте словаря учтена лишь ничтожная часть того, что было реально произведено детьми.

Над Словарем работали сотрудники кафедры детской речи Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена - С.Н.Цейтлин (руководитель коллектива), М.Б.Елисеева, Г.Р.Доброва, М.В.Докучаева, Т.А.Круглякова, В.Л.Рыскина. В разработке справочного раздела, составлении лингвистических комментариев большую помощь оказал В.Н.Плотицын, который, кроме того, активно участвовал в редактировании Словаря- перенести во введение.

Некоторые сведения о словаре

1. СОСТАВ СЛОВАРЯ

В Словарь включены детские словообразовательные инновации, под которыми мы понимаем лексические единицы, имеющие статус слова, самостоятельно сконструированные ребенком и отсутствующие в общем употреблении (в нормативном, т. е. "взрослом" языке).

В Словарь включены лишь факты, зарегистрированные в спонтанной речи ребенка. Возраст детей, речь которых представлена в Словаре, - преимущественно от трех до восьми лет. В некоторых случаях возрастные рамки несколько раздвигаются.

Не включаются в Словарь:

  • собственные имена (при этом образованные от собственных имен слова, представляющие существенную часть детского лексикона учтены;

  • так называемые "общедетские слова", которые не изобретаются каждым ребенком заново, но передаются из поколения в поколение, например, "бояка", "вода" - о том, кто водит в игре, (не следует путать эти слова с частотными детскими инновациями, создаваемыми многими детьми независимо друг от друга);

  • слова нормативного языка, употребленные ребенком в неузуальном значении;

2. СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

1.. Сконструированное ребенком слово занимает позицию заголовочного. Оно представлено, как правило, в традиционной начальной форме (для существительного - именительный падеж единственного числа, для прилагательного - именительный падеж единственного числа мужского рода, для глагола – инфинитив).

Ударение указывается лишь тогда, когда предполагается, что читателю может быть трудно определить его самостоятельно, или сконструированное ребенком слово отличается от имеющегося в нормативном языке местом ударения (ср. нормативное слово "вишнёвый" и детское "вишневый"). Частеречная принадлежность слова указана лишь в тех случаях, когда налицо процесс, связанный со сдвигом именно в данной области, например, далеко (сущ.) - "Она на таком далеке от меня сидела, что я ничего не видел". материальная (сущ.) - "Пойдём в материальную, купим тебе материю".

2. Значение слова раскрывается с помощью его толкования, при этом избирается такой способ толкования, который позволяет с максимальной полнотой выявить связь со словообразовательным значением. Всюду, где это представлялось естественным и возможным, указывается сначала более общее, затем - частное, реализованное в данном случае, значение. Кроме того, если имеется семантический эквивалент в нормативном языке, он указывается после слов "то же, что". При наличии антонима он указывается в тех случаях, когда есть основания предполагать о том, что антонимические ассоциативные связи играли свою роль в словопроизводственном процессе.

Выбор данного способа толкования приводит к тому, что формулировки, используемые в Словаре, неминуемо оказываются более громоздкими, тяжеловесными, чем в обычных толковых словарях. Однако это связано со стремлением, во-первых, указать по возможности полно лингвистический механизм словопроизводственного процесса, а во-вторых, косвенным образом отметить возможные причины того, почему данное слово попало в разряд инноваций - отсутствие эквивалентной единицы позволяет считать детскую инновацию заполнением абсолютной лакуны, наличие же ее - относительной лакуны.

Следует иметь в виду существенную особенность данного словаря, связанную с окказиональным характером описываемых в нем единиц: необходимость делать заключение о значении слова по единственному случаю его использования связана с неминуемыми издержками и гипотетичностью некоторых из наших суждений, выявляемых как в словарных дефинициях, так и в определении путей словопроизводственных процессов.

Если одно и то же сочетание морфем сконструировано разными детьми независимо друг от друга, то тождество значения может служить основанием для создания единой словарной статьи. В тех же случаях, когда имеются различия в характере значения или в звуковой форме, они представлены в виде двух отдельных, независимых словарных статей.

3. После формулировки значения приводится тот контекст, в котором было употреблено слово. Определяя границы контекста, составители словаря старались, насколько это было возможно, представить всю наиболее существенную информацию, необходимую для понимания значения слова.

4. Каждое детское высказывание имеет необходимые "паспортные данные". Указываются имя, первая буква фамилии и возраст ребенка (с точностью до месяца, если это известно). В отдельных случаях имеющиеся данные были слишком скудны, а инновация, тем не менее, по тем или иным причинам представлялась заслуживающей описания. В таких случаях указывалось: "девочка, 5" или просто "девочка", "мальчик".

5. Словарная статья содержит справочный раздел, который включает словообразовательную справку, а в некоторых случаях - краткий лингвистический комментарий. Подробнее о структуре справочного отдела см. в следующем параграфе.


3. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В СЛОВАРЕ, И СПОСОБЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА


Слова, представленные в Словаре являются потенциальными компонентами имеющихся в современном языке словообразовательных гнезд, выступая по отношению к тому или иному слову нормативного языка (которое можно назвать базовым) в качестве производного от него (в случае прямого словообразования), производящего (при обратном словообразовании) или равнопроизводного, сопроизводного (в случае заменительного словообразования). При этом в преобладающем числе словопроизводственных актов используется та или иная словообразовательная модель, существующая в современном языке. Формант может быть одноморфемным (при суффиксации, префиксации, постфиксации, а также при десуффиксации, депрефиксации, депостфиксации) или двух-трехморфемным (при суффиксально-префиксальном суффиксально-постфиксальном, префиксально-постфиксальном, префиксально-суффиксально-постфиксальном образовании). Любое детское слово оказывается, таким образом, лишь новой комбинацией уже имеющихся в языке морфем, причем правила комбинирования морфем определяются словообразовательным механизмом языка, потенциально заложенными в нем возможностями поверхностного или глубинного уровня.

Объяснению словообразовательного механизма инновации служит справочный раздел, включающий лингвистическую справку, которая в схематическом виде указывает на производящее слово и состав форманта. При необходимости более подробного объяснения приводится лингвистический комментарий. В большинстве случаев он включает отсылки к аналогично образованным словам. Приводятся аналогичные пары слов из нормативного языка, которые в одних случаях представляют собой словообразовательную пару, в других - пару слов, связанных отношениями опосредованной производности. При этом используется слово "ср." (могут наблюдаться вариации словообразовательного значения, расширение круга производящих слов, иное направление словопроизводственного процесса и т.п.). Слова "по аналогии" означают, что наблюдается четкое воздействие одной единичной словообразовательной пары (при наличии или отсутствии соответствующей словообразовательной модели), например, ногав - Нога + ав; по аналогии с рука - рукав.

Цель справочной статьи - выявить и показать внутриязыковую запрограммированность детских словообразовательных инноваций.

В словообразовательной справке указываются производящие слова (или сочетания слов), а также префиксы, суффиксы, постфиксы, интерфиксы, участвующие в образовании слова. Все элементы, образующие инновацию, выделены подчеркиванием, знаком + указан способ их соединения. Разрабатывая структуру словообразовательной справки, мы опиралась на опыт работы Группы словарей новых слов Словарного отдела Института лингвистических исследований РАН, используя предложенный Н.З.Котеловой способ этимолого-словообразовательного описания слова (Н.З.Котелова. Проект словаря новых слов русского языка. Л., Наука, 1982). Формообразовательные элементы, участвующие в образовании слововоформы, которая в данном случае выступает как представитель слова, подчеркнуты и заключены в скобки. Суффиксы, различающиеся по написанию после мягкого и твердого согласного, даны в парном (при несовпадении для данного случая) варианте. При этом выделяется тот элемент пары, который участвует в образовании инновации, например, вопюн - Вопить + -ун/юн.

Если слово образовано с помощью одновременного использования нескольких суффиксов, они представлены как единый аффиксальный комплекс, например, мечтунья - Мечтать + -унj(а). Двухступенчатое словообразование.

Чередования звуков показаны в скобках и отмечаются знаком ? , например, взбешивать - Взбесить (с ? ш) + -ива/ыва(ть).

В комментарии указывается направление словопроизводственного процесса (обратное или заменительное специально обозначаются, отсутствие указания означает прямое направление словопроизводственного процесса, т.е. образование одного слова от другого путем прибавления, а не усечения или замены аффиксов).

В комментарии есть указания на изменения словообразовательных значений, ненормативный характер чередований, расширение сферы действия словообразовательных моделей, на окказиональность словообразовательной модели и т.п.

Во многих случаях возможно одновременное использование двух или более моделей (условно можно говорить о так называемом многоступенчатом, или чресшаговом, образовании, хотя реальная расчлененность словопроизводственного процесса вряд ли может быть доказана). В таких случаях там, где это возможно, приводится аналогичная пара слов из нормативного языка, компоненты которой разделены отношениями в несколько деривационных шагов.

Следует при этом учитывать, что аналогичные пары слов из нормативного языка могут быть указаны отнюдь не всегда.

Особо отмечаются случаи образования по окказиональным моделям, разного рода нестандартные ситуации, такие, например, как образование слова с использованием форманта, выделенного в результате неверно расчлененного (имеющего в нормативном языке иное членение или же вообще нечленимого слова).

 

АВАТЬ Издавать звук "ав-ав" (о собаках), то же, что
лаять./ - Собачки не говорят, собачки авают. (Петя; 3)
Ав + -а/я(ть); ср. ах – ахать.

АВТОМАТОЧНЫЙПрил. к игровой автомат. / - Хочу пойти
в автоматочный зал. (Маша К.; 5,3)
Автомат + -очн(ый); ср. карта - карточный.

АКУЛОЧКА Уменьш. к акула. / - А где акула? Я хочу акулу
повидеть. У... какая злющая акулочка. (Люба Б.; 3,3)
Акула + -очк/ечк(а); ср. рама - рамочка.

АНГЛИЧАНСКИЙ Прил. к Англия, англичанин; то же, что
английский. / - Ты в немецкой стране был? А в
англичанской? (Маша; 4)
Англичанин + -ск(ий); ср. француз - французский. Усечение
финали основы производящего слова.

 

 

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна