Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Гранты

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Издания кафедры

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Отзывы о кафедре

Контакты

 


Кафедра детской речи была открыта в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена в 1991 году. В числе первых ее сотрудников были С.Н.Цейтлин, Г.Р.Доброва, М.Б.Елисеева, Н.В.Лозовская, М.В.Русакова, Н.В.Гагарина, М.Д.Воейкова. В течение нескольких лет на кафедре работал Л.В.Сахарный, один из основоположников отечественной психолингвистики.

Основные дисциплины, которые читались сотрудниками кафедры: современный русский язык, культура речи, психолингвистика, детская речь. Последний из названных курсов не преподавался в эти годы больше нигде, разработка его научных основ и создание учебно-методического сопровождения и стало основной задачей молодой кафедры.

На основе анализа научного опыта отечественных и зарубежных ученых, а также на базе собственных исследований коллективом кафедры детской речи был разработан курс детской речи, который преподается в настоящее время не только в РГПУ им. А.И.Герцена на дошкольном отделении Института детства и факультете коррекционной педагогики, но и в ряде других учебных заведений (Санкт-Петербургском государственном университете, в Московском государственном университете, а также в Череповце, Перми, Орле, Уссурийске, Архангельске, Саратове, Тюмени, Барнауле и в других городах).

Сотрудниками кафедры детской речи разработан также целый ряд спецкурсов, которые читаются не только на дошкольном отделении Института детства, но и на факультете коррекционной педагогики, филологическом факультете, психолого-педагогическом факультете и Институте народов Крайнего Севера. Тематика спецкурсов разнообразна: «Когнитивное и речевое развитие ребенка» (к.ф.н. М.А.Еливанова), «Общее и индивидуальное в освоении детьми родного языка» (доц. Г.Р.Доброва), «Освоение ребенком пространственных отношений и способов их языкового выражения» (к.ф.н. М.А.Еливанова), «Освоение русского языка как первого и как второго: общее и различное» (проф. С.Н.Цейтлин), «Онтогенез персонального дейксиса» (доц. Г.Р.Доброва), «Типология речевых аномалий» (проф. С.Н.Цейтлин), «Актуальные проблемы онтолингвистики» (доц. М.Б.Елисеева), «Письменная форма речи и ее освоение детьми» (к.ф.н. Т.В.Кузьмина), «Занимательная лингвистика в детском возрасте» (к.ф.н. Т.В.Кузьмина), «Модификация стихотворных текстов детьми-дошкольниками» (к.ф.н. Т.А.Круглякова), «Роль книги в речевом развитии ребенка» (доц. М.Б.Елисеева) и др.

Онтолингвистика (лингвистика детской речи) в настоящее время входит набор специализаций по филологическому образованию (№ 021717) и реализуется рядом университетов в качестве образовательной программы (например, в Тюменском университете). Кроме того, онтолингвистика занимает прочное место в ряду учебных дисциплин, входящих в специализацию «Психолингвистика»СпбГУ и др.

Сотрудники с самого начала составляли единый научный коллектив, главной задачей которого было исследование освоения ребенком родного (русского) языка. Многие из научных проектов получили поддержку Министерства образования РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда .

Фактически с самого начала установились контакты с западными исследователями детской речи: преподаватели кафедры принимают участие в организуемых на Западе конгрессах и конференциях. Все преподаватели являются членами международной ассоциации по изучению детской речи (IASCL), а С.Н.Цейтлин c 1999 по 2005 год представляла российских исследователей в исполнительном комитете этой организации.

В 1993 году при кафедре была организована лаборатория детской речи, началась работа по сбору фактического материала. В настоящее время Фонд данных детской речи, в котором представлена речь детей от года до пяти лет, является самым крупным в России корпусом детской речи, материалами которого пользуются не только отечественные, но и западные исследователи.

Кафедрой разработаны две магистерские программы, в рамках бакалавриата проводится обучение по профилю «Речевое дошкольное образование».

К настоящему времени все сотрудники кафедры имеют ученую степень кандидата или доктора наук по специальностям «теория языка» или «русский язык», и значительное число публикаций, большая часть которых связана с проблемами детской речи.

Под руководством С.Н.Цейтлин защищено 10 кандидатских диссертаций по специальности 10.02.01 – русский язык (Н.В.Глущевской, Л.А.Кашиной, О.В.Мурашовой, Е.А.Офицеровой, Н.П.Павловой, М.А.Ященко) и 4 кандидатских диссертации по специальности 10.02.19 – теория языка (В.А.Еливановой, М.А.Еливановой, Т.А.Кругляковой, Т.В.Кузьминой. Научным руководителем Н.В.Гагариной, защитившей диссертацию по проблемам детской речи, является А.В.Бондарко .

При кафедре работает постоянно действующий семинар по онтолингвистике, в работе которого принимают участие не только отечественные, но и зарубежные ученые .Практически ежегодно организуются конференции по детской речи , большая часть которых проводится в Санкт-Петербурге, а часть – в Череповце, где работает филиал семинара по онтолингвистике, или в Орле при участии кафедры детской речи Орловского университета.

Издано три сборника научных статей, две коллективные монографии («Речь ребенка: ранние этапы», СПб., 2000; «Ребенок как партнер в диалоге», СПб., 2001), три словаря детских инноваций (одних из них – в Германии). В 2000 году издательством «Владос» издано учебное пособие С. Н. Цейтлин «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи», которое широко используется на факультетах как филологического, так и дефектологического, а также психологического профиля.

Издаются, кроме того, и некоторые из материалов, входящих в Фонд данных детской речи:(«Детская речь. Тексты, дневники, наблюдения», СПб., 1993; «Речь русского ребенка. Звучащая хрестоматия. Приложение № 4 к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка», СПб.; Бохум, 1994, второе издание – СПб., 1997; «Говорят дети: Словарь-справочник детских речевых инноваций», СПб., 1996, второе издание – 2000; «От нуля до двух: Дневниковые записи», СПб., 1997; «От двух до трех: Дневниковые записи», СПб., 1998).

В 1996 году вышел библиографический справочник «Детская речь», который облегчает работу и особенно ценен для молодых исследователей.

Особое внимание уделяется публикациям начинающих исследователей – студентов и аспирантов («Усвоение ребенком родного (русского) языка: Межвузовский сборник работ молодых авторов», СПб., 1995; «Проблемы онтолингвистики: Сборник работ молодых исследователей», СПб., 1997; «Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития», СПб., 2000 и др.)

В последние годы спектр научных интересов сотрудников кафедры расширился: начата работа по изучению освоения русского языка не только как первого, но и как второго (неродного, иностранного), что нашло свое отражение в тематике курсовых и дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертациях, в статьях и докладах сотрудников и аспирантов.

     С     1 сентября  2011  года   в связи с реструктуризацией,  осуществляемой в РГПУ им. А.И.Герцена,  кафедра  детской речи  прекратила  свое автономное  существование. Все сотрудники кафедры (проф. С.Н. Цейтлин, проф. Г.Р.Доброва, доц. М.Б.Елисеева, доц. Т.А.Круглякова, доц. М.А.Еливанова, доц. Т.В.Кузьмина)  вошли в состав вновь  созданной кафедры  языкового и литературного образования ребенка  и продолжают  исследования в области онтолингвистики и  преподавание соответствующих учебных курсов на дошкольном и начальном отделениях  Института детства, на психолого-педагогическом и филологическом факультетах  и факультете коррекционной педагогики, а также руководство научной работой  студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре.
    Лаборатория детской речи,  располагающая самым обширным в России на текущий момент Фондом данных детской речи, богатой библиотекой  и разного рода учебными материалами, связанными с преподаванием онтолингвистики, по-прежнему готова  оказывать помощь всем, кто работает или предполагает работать в данной научной области.

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна