Публикации сотрудников кафедры
|
Лаборатория детской речи Лаборатория детской речи, образованная в 1993 году при кафедре детской речи, является единственной в России научной лабораторией, занимающейся исследованием процесса освоения ребенком своего родного (русского) языка. Лаборатория располагает Фондом данных детской речи, включающим записи речи детей, позволяющими проследить их развитие в течение ряда лет. Записи произведены с помощи звукозаписывающих устройств, расшифрованы и введены в компьютер. Некоторые из них, введенные в системе CHILDES, позволяют осуществлять автоматическую обработку данных с помощью специальных программ, созданных западными и отечественными учеными. В Фонд данных детской речи входят и родительские дневники, а также данные специально проведенных экспериментов. На данном материале уже выполнено три докторских и двенадцать кандидатских диссертаций. Этим материалом пользуются не только отечественные, но и западные исследователи. В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях и школах большого числа детей –мигрантов, проблематика, которой занимаются члены исследовательского коллектива, существенно расширилась: в центре внимания оказались также проблемы освоения русского языка как второго (неродного). Соответственно изменился и состав Фонда данных детской речи: он пополнился записями речи инофонов - носителей азербайджанского, грузинского, армянского и ряда других языков. Этот материал, как и материал речи русскоязычных детей, используется в научно-исследовательской работе не только преподавателей, но и аспирантов, работающих над проблемами освоения инофонами русской грамматики, а также магистрантов, осуществляющих свои исследования. Разработана и осуществлена серия экспериментов по определению уровня языковой компетенции детей- инофонов. На базе лаборатории в настоящее время (2009 г.) осуществляется работа над проектом «Конструирование грамматики в процессе освоения русского языка как родного и неродного (иностранного)» в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (рук.- С.Н.Цейтлин) и «Развитие и взаимовлияние различных компонентов языковой способности ребенка раннего возраста» (грант РФФИ № 08-06-00247. рук.- М.Б.Елисеева. На материале Фонда данных детской речи продолжается работа над 3 кандидатскими и 8 магистерскими диссертациями. Лаборатория располагает собственной библиотекой, включающей не только книги по лингвистике детской речи , но и ксероксы стаей на русском и английском языках. Продолжена работа над совершенствованием теоретических основ и учебно-методическим оснащением курса детской речи (лингвистики детской речи, онтолингвистики), являющегося инновационным для системы российского образования, разработано несколько вариантов данного курса (для филологов, дефектологов, работников дошкольных учреждений, учителей начальной школы). В 2009 году проведена Международная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2009». На базе лаборатории проводятся заседания постоянно действующего семинара по детской речи. В работе лаборатории активно участвуют магистранты, обучающиеся по двум магистерским программам: «Психолингвистика и психология речи» и «Языковое образование и речевое развитие иноязычного ребенка». Сотрудники лаборатории детской речи
|
© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна |