Главная

Новости

История кафедры

Сотрудники

Основные учебные курсы

Публикации сотрудников кафедры

Конференции и семинары

Гранты

Лаборатория детской речи

Диссертации

Магистратура

The MacArthur CDI

Издания кафедры

Студентам

Литература по детской речи

Говорят дети

Фотоальбом

Отзывы о кафедре

Контакты

 

Стелла Наумовна ЦЕЙТЛИН - заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор

 


С.Н. Цейтлин окончила МГПИ им. В.И. Ленина (историко-филологический факультет). Работала в средней школе (сначала в Москве, а с 1962 года - в Ленинграде), преподавала русский язык и литературу, а также английский язык. С 1967 года работает в РГПУ (ранее - ЛГПИ) им. А.И. Герцена. Прошла путь от ассистента до профессора, с 1991 года заведует кафедрой детской речи.

Кафедра детской речи в настоящее время играет роль всероссийского центра по изучению речи русского ребенка. С.Н. Цейтлин руководит работой Постоянно действующего семинара по онтолингвистике. С 1993 по 2006 год получено 5 грантов РГНФ и 3 гранта РФФИ для проектов исследовательского характера, а также гранты для проведения конференций и семинаров.

Практически ежегодно кафедра организует конференции, материалы которых издаются. С.Н. Цейтлин участвует в международных конференциях, проводимых за рубежом. С 1999 по 2005 гг. представляла Россию в исполнительном комитете Международной ассоциации по изучению детской речи. Имеет более 200 публикаций, большая часть которых посвящена детской речи.

В течение 9 лет С.Н. Цейтлин читает курс онтолингвистики в СпбГУ.

Под руководством С.Н. Цейтлин защищено 10 кандидатских диссертаций (3 из них в Череповце) и 12 магистерских диссертаций.

"Педагогические вести" к юбилею С.Н.Цейлин (PDF стр.6)

ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ С.Н.Цейтлин - скачать

Публикации для скачивания

  1. Семантико-коммуникативная характеристика субстантивных предложений в современном русском языке // Принципы и методы лексико-грамматических исследований. - Л., ЛГПИ, 1972.
  2. О выражении конкретности-абстрактности в русском языке // Функциональный анализ грамматических категорий и единиц. - Л., ЛГПИ, 1973.
  3. О некоторых особенностях имперфективации в детской речи // Известия Воронежского пед. ин-та. - 1975, т.146. - С. 132-137.
  4. Синтаксические модели со значением психического состояния и их синонимика // Синтаксис и стилистика. - М., 1976. - С. 161-181. скачать PDF
  5. Строение предложения и речевая ситуация (к проблеме эллиптичности предложения) // Функциональный анализ грамматических категорий и единиц. - Л., 1976, С. 37-47. скачать PDF
  6. Семантика производного слова и детская речь // Слово как предмет изучения. - Л., 1977. - С. 140-146.
  7. Возвратные глаголы и детская речь // Проблемы теории грамматического залога. - Л., 1978. - С. 193-197. скачать PDF
  8. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М., 1978. - С. 61-66.
  9. Система синтаксических синонимов (на материале русского языка) // Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках. - Л., 1979.
  10. Детские речевые ошибки в области глагольного формообразования // Русский язык в школе. - 1979, №1. - С. 30-32.
  11. Каузативные оппозиции в детской речи // Функциональный анализ грамматических единиц. Сб. научных трудов. - Л., 1980. - С. 99-102.
  12. Нарушение синтаксических норм в речи школьников: ненормативное управление // Русский язык в школе. - 1980, № 1. - С. 55-58.
  13. Способы выражения психического состояния субъекта в русском языке // Русский язык за рубежом. - 1980, № 2.
  14. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., Просвещение, 1982. - 128 с.
  15. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. - 1984, № 2. - С.40-46.
  16. От двух до пяти К.И. Чуковского и проблемы современной лингвистики // Русский язык в школе. - 1985, № 6. - С. 56-61.
  17. Детские речевые неправильности в образовании форм глагола. Учебные задания к спецкурсу "Детская речь как объект лингвистического изучения". - Л., 1985. - 16 с.
  18. Некоторые типы модальных ситуаций в современном русском языке // Функциональный анализ грамматических элементов высказывания. - Л., 1985. - С. 16-25.
  19. Некоторые способы представления актантов в модальных конструкциях (на материале современного русского языка) // Типология конструкция с предикатными актантами. - Л., Наука, 1985. - С. 175-179.
  20. Детские словообразовательные инновации. Учебные задания. - Л., 1986. - 65 с.
  21. Существительное. Детские формообразовательные инновации. Учебные задания для студентов факультетов дошкольного воспитания, педагогики и методики начального обучения и дефектологического. - Л., 1987. - 24 с.
  22. Категория числа в онтогенезе // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1987. - С. 34-41.
  23. Окказиональные морфологические формы в детской речи. Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1988. - 80 с.
  24. Категория вида русского глагола в онтогенезе // Функциональный анализ грамматических форм и конструкций. - Л., 1988. - С. 21-31.
  25. Основные особенности детской практической грамматики // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1989. - С. 24-31.
  26. Типичные морфологические неправильности детской речи. (Материалы исследований) // Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и функционирование. - М., 1989. - С. 56-65.
  27. Инновации как продукт речевой деятельности ребенка // Детская речь: Проблемы и наблюдения. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1989. - С. 64-75.
  28. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка). АДД филол. наук. - Л., 1989. - 32 с.
  29. Соотношение значений возможности и необходимости в семантической сфере потенциальности // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л., Наука, 1990 (в соавторстве с Е.И.Беляевой).
  30. Необходимость // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л., Наука, 1990. скачать PDF
  31. Linguistic mechanism of Russian-speaking children innovations // Fifth International Congress for the Study of Child Language, July 15-2О, Вudapest, Hungary, 1990, p. 38.
  32. Erroneous causative verb formations used by Russian-speaking children// Sixth International Congress for the Study of Child Language. - Abstracts, Trieste, Italy, 1993. - P.22-23.
  33. Речь русского ребенка: Звучащая хрестоматия (монография) // Приложение № 4 к Бюллетеню Фонетического Фонда Русского Языка / Сост.: Т.В. Кузьмина, Э.И. Столярова, С.Н. Цейтлин (отв. ред.) / Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН, СПб.; Seminar fur Slavistik Ruhr Universitat Bochum; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - СПб.; Бохум: 1994. - 125 с.
  34. The child`s first multiword utterances // Crosslinguistic workshop on the acquisition of slavic baltic languages by children // Cracow, 8-14 July. - 1993.
  35. Некоторые парадоксы детской речи // Материалы международного конгресса "100 лет Р.О. Якобсону", Москва, 18-23 декабря 1996. - М. 1996. - С. 179.
  36. Постоянно действующий семинар по детской речи // Вестник Гуманитарного научного Фонда. - 1996, N 2. - С. 204-208.
  37. Усвоение ребенком прилагательных // Детская речь: норма и патология. Межвуз. сб. науч. трудов. - Самара, 1996. - С. 4-15.
  38. Acquisition of possessive relations by a Russian child // Seventh International Congress for the Study of Child Language. - Stambul, 1996. - P. 83-84.
  39. Acquisition of possessive relations by a Russian child // Papers and studies in contrastive linguistics. vol. 33. - Poznan, 1997. - Pp. 25- 43.
  40. Vadim B. Kasevich & Stella N. Tseitlin: Russian verb paradigm: from isolation to inflection? // Language and Cognition in Language Acquisition. - Odense University, 1997. - P. 54.
  41. Vadim B. Kasevich & Stella N. Tseitlin: Russian verb paradigm: from isolation to inflection? // Language and Cognition in Language Acquisition. - Odense University, 1997. - P. 54.
  42. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие. Издательский Дом "МиМ". - СПб., 1997. - 186 с.
  43. Несколько слов об онтолингвистике и не только о ней // Языковая категоризация. Сб. статей к юбилею Е.С.Кубряковой. - М., 1997.
  44. Начальный детский синтаксис // Русистика: лингвистическая парадигма конца 20 века. Сб. статей. В честь профессора С.Г.Ильенко. СПб. - СПбГУ, 1998. - С. 173-184.
  45. Некоторые наблюдения над онтогенетическим усвоением морфологии // Вестник Хакасского гос. ун-та им.Н.Ф.Катанова. Выпуск 5. Серия 5. Языкознание. - Абакан изд. Хакасск. ГУ, 1998.
  46. U-shaped development при усвоении ребенком родного языка (анализ случаев мнимого регресса) // Материалы XXVII межвуз. научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов. - СПбГУ, 1998. - С. 76-80.
  47. Онтолингвистика - новая научная дисциплина (Постоянно действующий семинар по детской речи. Санкт-Петербург, 1995-1998). Вестник РГНФ № 2, 1998.
  48. Формирование категории посессивности на раннем этапе речевого развития ребенка // Материалы XVIII межвуз. научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 16. Секция общего языкознания. Ч 2. 15-22 марта 1999г. - СПб., 1999.
  49. Giving and taking situations: Acquisition by Russian children // VIII International Congress for the Study of Child Language. Abstracts. - University of the Basque Country Press (Spain) 1999.
  50. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. Учебное пособие для вузов. - М., Владос, 2000. - 239 с. скачать PDF
  51. Детские речевые инновации: опыт анализа // Исследования по языкознанию К 70-летию чл. кор. РАН А.В.Бондарко. - СПб., 2000. скачать PDF
  52. Основы онтолингвистики // Кафедра общего языкознания. Учебные программы. СПб ГУ. - СПб., 2000.- С. 244-248.
  53. Acquisition of spelling rules by Russian children // VI International Congress of the Applied Pshycholinguistics (Caen. 28 June - 1 July 2000). - P. 60.
  54. "Взрослая" и "детская" лингвистика: Некоторые размышления // Теоретические проблемы функциональной грамматики. Материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 26-28 сентября 2001г.). - СПб., Наука, 2001. - С.235-238.
  55. Некоторые особенности диалога "взрослый-ребенок": функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге. - СПб., 2001. - С. 5-28. скачать PDF
  56. К вопросу о роли инпута в освоении ребенком семантической категории локативности // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. - СПб., Союз, 2001. - С.190-196.
  57. Стратегии понимания и интерпретации производного слова в детской речи // Проблемы психолингвистики: теория и эксперимент. Сб. науч. трудов. (в соавторстве с Е.С. Кубряковой.) - М., 2001. - С.187-198.
  58. Словарь детских словообразовательных инноваций. Specimina Philologiae Slavicae. Band 132. Verlag Otto Sagner. - Munchen. 2001. - 202 с. скачать PDF
  59. К вопросу об онтогенезе синтаксем. В сб.:Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. К юбилею Г.А. Золотовой. - М., 2002. - С. 120-129. скачать PDF
  60. Программа дисциплины "Основы онтолингвистики" // Учебные программы по специализации "Психолингвистика" 021728. - СПб., 2002.
  61. Речевое развитие ребенка до трёх лет // Энциклопедия развития ребенка раннего возраста. - СПб., 2002. (В соавт. с М.Б. Елисеевой).
  62. Лексикализация грамматики и грамматикализация лексики в онтогенетической перспективе // С любовью к языку. Сборник научных трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. Москва-Воронеж. ИЯ РАН, 2002. - С. 463 - 467.
  63. Начальные комбинации синтаксем в речи ребенка. // Петербургское лингвистическое общество. Научные чтения - 2001. Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2001 г. Материалы конференции. - СПб., Изд. СПбГУ, 2002.
  64. Критерии определения уровня синтаксического развития ребенка Статья. Сб. науч.-метод. трудов. Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство - Спб, РГПУ им.А.И. Герцена, 2003.
  65. Внутренний графический лексикон в онтогенетической перспективе // Материалы XIY Междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации "Языковое сознание: устоявшееся и спорное". 29-31 мая 2003. - М., 2003.
  66. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и иностранного: опыт сопоставительного анализа // X Конгресс МАПРЯЛ "Русское слово в мировой культуре". Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. Т. 2. - СПб., 2003. - С. 426-432.
  67. Освоение родного и неродного языка в естественной среде (на материале речевых ошибок) // Мир русского слова, № 4, 2003. - С. 83-88.
  68. Научное наследие С.Д. Кацнельсона и некоторые проблемы современной лингвистики детской речи // Теоретические проблемы языкознания. Сб. статей к 140-летию кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб., 2004, - С. 510-521. скачать PDF
  69. К вопросу о возможности спонтанного усвоения орфографических правил // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения. Материалы междунар. конф. (14-16 марта 2002 г. Санкт-Петербург). - СПб., 2004. - С. 30-39. скачать PDF
  70. Конструирование первичной и вторичной языковой системы - общее и различное // Детское двуязычие. Материалы междунар. научно-практич. конф. (Санкт-Петербург, 3-5 октября 2005 года). - СПб., 2005. - С. 51-53.
  71. Grammar errors in acquiring Russian as the first and the second language тезисы X International congress for the Study of Child language. Берлин, 2005. С. 204.
  72. Категория рода в детской речи // Формирование полевых структур в детской речи. Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры. - СПб., 2005. - С. 346-375.

2008 год

1. Освоение русского языка как способ адаптации детей-мигрантов к русскоязычному сообществу // Безопасность личности, общества, государства. Материалы Второй общероссийской научно-практической конференции (проблемы, задачи, технологии). Том 1. – СПб.: «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ», изд. «UT», 2008. – С. 220–222.

2. Синтагматическая стратегия построения морфологического компоненета языковой системы // Третья международная конференция по когнитивной науке. 20–25 июня 2008 г., Москва, Россия. Тезисы докладов. Том 2. М., 2008. С. 485–486.

3. К вопросу о контрастивной лингвистике // И.А. Стернин «Теоретические и прикладные проблемы языкознания». Избранные работы. Воронеж: Изд. «Истоки», 2008. С. 481–483.

4. Конструирование словоизменительных парадигм ребенком // Проблемы онтолингвистики – 2008. Материалы международной конференции (19-20 марта 2008 г. – Санкт-Петербург). – СПб.: «Златоуст». 2008. – С. 179–182.

5. Онтолингвистика как научная и учебная дисциплина // Журнал «Русский язык в школе» № 6, 2008.

6. Конструирование ментальной грамматики при освоении (acquisition) русского языка как первого и как второго (на примере овладения глагольного вида) // Материалы Международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива» 24–26 апреля 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 87–92.

7. К вопросу о конструировании ребенком собственной языковой системы: языковые единицы и правила // Язык. – Сознаие. – Культура. – Социум. Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И.Н. Горелова. Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. С. 122–125.

8. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 192 с.

9. Критерии уровня сформированности синтаксического развития ребенка // «Логопед в детском саду». Научно-методический журнал, № 7 (32), СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2008. С. 12–16.

10. Лингвистическое сопровождение иноязычного ребенка в начальной школе // Начальное языковое образование в современном обществе (к 80-летию академика РАО, д.п.н., профессора Т.Г. Рамзаевой). Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической юбилейной конференции (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2008 г.). СПб.: «САГА», 2008. С. 132–138.

11. Детские словоизменительные инновации как этап конструирования грамматической системы //VII выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. – Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2008. – С. 143–148.

12. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и неродного (иностранного) // Гуманiтарний вiсник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогiчний унiверситет iменi Григорiя Сковороди»: Науково-теоретичний збiрник. Вип. 15. Переяслав-Хмельницький: Изд-во Переяслав-Хмельницкого пед. ун-та, 2008. С. 152–155.

С. Н. Цейтлин НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД МОДАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА в кн.»Язык.Система.Личность», Материалы международной конференции. Екаеринбург, 2004, с. 16-174. (скачать)

С.Н.Цейтлин СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКО-РУССКИХ БИЛИНГВОВ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ в кн.Русистика о современность/Материалы VII международной научно-практической конференции 17-18
2004 г.СПб,2005.С.51-53 (скачать)

Вышла из печати монография С.Н.Цейтлин  "Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи", М., Знак, 2009.
Скачать оглавление книги

 

 

 

 

© Кафедра детской речи РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. При цитировании ссылка на авторов и ресурс обязательна