Главная
Новости
История кафедры
Сотрудники
Основные учебные курсы
Публикации сотрудников кафедры
Конференции и семинары
Гранты
Лаборатория детской речи
Диссертации
Магистратура
The MacArthur CDI
Издания кафедры
Студентам
Литература по детской речи
Говорят дети
Фотоальбом
Отзывы о кафедре
Контакты
|
|
|
|
 |
Стелла Наумовна ЦЕЙТЛИН - заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор
|

С.Н. Цейтлин окончила МГПИ им. В.И. Ленина (историко-филологический факультет). Работала в средней школе (сначала в Москве, а с 1962 года - в Ленинграде), преподавала русский язык и литературу, а также английский язык. С 1967 года работает в РГПУ (ранее - ЛГПИ) им. А.И. Герцена. Прошла путь от ассистента до профессора, с 1991 года заведует кафедрой детской речи.
Кафедра детской речи в настоящее время играет роль всероссийского центра по изучению речи русского ребенка. С.Н. Цейтлин руководит работой Постоянно действующего семинара по онтолингвистике. С 1993 по 2006 год получено 5 грантов РГНФ и 3 гранта РФФИ для проектов исследовательского характера, а также гранты для проведения конференций и семинаров.
Практически ежегодно кафедра организует конференции, материалы которых издаются. С.Н. Цейтлин участвует в международных конференциях, проводимых за рубежом. С 1999 по 2005 гг. представляла Россию в исполнительном комитете Международной ассоциации по изучению детской речи. Имеет более 200 публикаций, большая часть которых посвящена детской речи.
В течение 9 лет С.Н. Цейтлин читает курс онтолингвистики в СпбГУ.
Под руководством С.Н. Цейтлин защищено 10 кандидатских диссертаций (3 из них в Череповце) и 12 магистерских диссертаций.
"Педагогические вести" к юбилею С.Н.Цейлин (PDF стр.6)
ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ С.Н.Цейтлин - скачать
Публикации для скачивания
- Семантико-коммуникативная характеристика субстантивных
предложений в современном русском языке // Принципы и методы
лексико-грамматических исследований. - Л., ЛГПИ, 1972.
- О выражении конкретности-абстрактности в русском языке //
Функциональный анализ грамматических категорий и единиц. - Л., ЛГПИ,
1973.
- О некоторых особенностях имперфективации в детской речи //
Известия Воронежского пед. ин-та. - 1975, т.146. - С. 132-137.
- Синтаксические модели со значением психического состояния и
их синонимика // Синтаксис и стилистика. - М., 1976. - С. 161-181. скачать PDF
- Строение предложения и речевая ситуация (к проблеме
эллиптичности предложения) // Функциональный анализ грамматических
категорий и единиц. - Л., 1976, С. 37-47. скачать PDF
- Семантика производного слова и детская речь // Слово как
предмет изучения. - Л., 1977. - С. 140-146.
- Возвратные глаголы и детская речь // Проблемы теории
грамматического залога. - Л., 1978. - С. 193-197. скачать PDF
- Обратное словообразование в детской речи //
Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения
языку). - М., 1978. - С. 61-66.
- Система синтаксических синонимов (на материале русского
языка) // Структура предложения и словосочетания в индоевропейских
языках. - Л., 1979.
- Детские речевые ошибки в области глагольного
формообразования // Русский язык в школе. - 1979, №1. - С. 30-32.
- Каузативные оппозиции в детской речи // Функциональный
анализ грамматических единиц. Сб. научных трудов. - Л., 1980. - С.
99-102.
- Нарушение синтаксических норм в речи школьников:
ненормативное управление // Русский язык в школе. - 1980, № 1. - С.
55-58.
- Способы выражения психического состояния субъекта в русском
языке // Русский язык за рубежом. - 1980, № 2.
- Речевые ошибки и их предупреждение. - М., Просвещение,
1982. - 128 с.
- Ошибки в письменной речи учащихся и способы их
классификации // Русский язык в школе. - 1984, № 2. - С.40-46.
- От двух до пяти К.И. Чуковского и проблемы современной
лингвистики // Русский язык в школе. - 1985, № 6. - С. 56-61.
- Детские речевые неправильности в образовании форм глагола.
Учебные задания к спецкурсу "Детская речь как объект лингвистического
изучения". - Л., 1985. - 16 с.
- Некоторые типы модальных ситуаций в современном русском
языке // Функциональный анализ грамматических элементов высказывания. -
Л., 1985. - С. 16-25.
- Некоторые способы представления актантов в модальных
конструкциях (на материале современного русского языка) // Типология
конструкция с предикатными актантами. - Л., Наука, 1985. - С. 175-179.
- Детские словообразовательные инновации. Учебные задания. -
Л., 1986. - 65 с.
- Существительное. Детские формообразовательные инновации.
Учебные задания для студентов факультетов дошкольного воспитания,
педагогики и методики начального обучения и дефектологического. - Л.,
1987. - 24 с.
- Категория числа в онтогенезе // Детская речь как предмет
лингвистического изучения. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1987. - С.
34-41.
- Окказиональные морфологические формы в детской речи.
Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1988. - 80 с.
- Категория вида русского глагола в онтогенезе //
Функциональный анализ грамматических форм и конструкций. - Л., 1988. -
С. 21-31.
- Основные особенности детской практической грамматики //
Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.
Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1989. - С. 24-31.
- Типичные морфологические неправильности детской речи.
(Материалы исследований) // Речевые приемы и ошибки: типология,
деривация и функционирование. - М., 1989. - С. 56-65.
- Инновации как продукт речевой деятельности ребенка //
Детская речь: Проблемы и наблюдения. Межвуз. сб. науч. трудов. - Л.,
1989. - С. 64-75.
- Детская речь: инновации формообразования и словообразования
(на материале современного русского языка). АДД филол. наук. - Л.,
1989. - 32 с.
- Соотношение значений возможности и необходимости в
семантической сфере потенциальности // Теория функциональной
грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л., Наука, 1990 (в
соавторстве с Е.И.Беляевой).
- Необходимость // Теория функциональной грамматики.
Темпоральность. Модальность. - Л., Наука, 1990. скачать PDF
- Linguistic mechanism of Russian-speaking children
innovations // Fifth International Congress for the Study of Child
Language, July 15-2О, Вudapest, Hungary, 1990, p. 38.
- Erroneous causative verb formations used by
Russian-speaking children// Sixth International Congress for the Study
of Child Language. - Abstracts, Trieste, Italy, 1993. - P.22-23.
- Речь русского ребенка: Звучащая хрестоматия (монография) //
Приложение № 4 к Бюллетеню Фонетического Фонда Русского Языка / Сост.:
Т.В. Кузьмина, Э.И. Столярова, С.Н. Цейтлин (отв. ред.) / Институт
физиологии им. И.П.Павлова РАН, СПб.; Seminar fur Slavistik Ruhr
Universitat Bochum; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - СПб.; Бохум:
1994. - 125 с.
- The child`s first multiword utterances // Crosslinguistic
workshop on the acquisition of slavic baltic languages by children //
Cracow, 8-14 July. - 1993.
- Некоторые парадоксы детской речи // Материалы
международного конгресса "100 лет Р.О. Якобсону", Москва, 18-23 декабря
1996. - М. 1996. - С. 179.
- Постоянно действующий семинар по детской речи // Вестник
Гуманитарного научного Фонда. - 1996, N 2. - С. 204-208.
- Усвоение ребенком прилагательных // Детская речь: норма и
патология. Межвуз. сб. науч. трудов. - Самара, 1996. - С. 4-15.
- Acquisition of possessive relations by a Russian child //
Seventh International Congress for the Study of Child Language. -
Stambul, 1996. - P. 83-84.
- Acquisition of possessive relations by a Russian child //
Papers and studies in contrastive linguistics. vol. 33. - Poznan, 1997.
- Pp. 25- 43.
- Vadim B. Kasevich & Stella N. Tseitlin: Russian verb
paradigm: from isolation to inflection? // Language and Cognition in
Language Acquisition. - Odense University, 1997. - P. 54.
- Vadim B. Kasevich & Stella N. Tseitlin: Russian verb
paradigm: from isolation to inflection? // Language and Cognition in
Language Acquisition. - Odense University, 1997. - P. 54.
- Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.
Издательский Дом "МиМ". - СПб., 1997. - 186 с.
- Несколько слов об онтолингвистике и не только о ней //
Языковая категоризация. Сб. статей к юбилею Е.С.Кубряковой. - М., 1997.
- Начальный детский синтаксис // Русистика: лингвистическая
парадигма конца 20 века. Сб. статей. В честь профессора С.Г.Ильенко.
СПб. - СПбГУ, 1998. - С. 173-184.
- Некоторые наблюдения над онтогенетическим усвоением
морфологии // Вестник Хакасского гос. ун-та им.Н.Ф.Катанова. Выпуск 5.
Серия 5. Языкознание. - Абакан изд. Хакасск. ГУ, 1998.
- U-shaped development при усвоении ребенком родного языка
(анализ случаев мнимого регресса) // Материалы XXVII межвуз.
научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов. - СПбГУ, 1998. - С.
76-80.
- Онтолингвистика - новая научная дисциплина (Постоянно
действующий семинар по детской речи. Санкт-Петербург, 1995-1998).
Вестник РГНФ № 2, 1998.
- Формирование категории посессивности на раннем этапе
речевого развития ребенка // Материалы XVIII межвуз. научно-метод.
конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 16. Секция общего языкознания.
Ч 2. 15-22 марта 1999г. - СПб., 1999.
- Giving and taking situations: Acquisition by Russian
children // VIII International Congress for the Study of Child
Language. Abstracts. - University of the Basque Country Press (Spain)
1999.
- Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. Учебное пособие
для вузов. - М., Владос, 2000. - 239 с. скачать PDF
- Детские речевые инновации: опыт анализа // Исследования по
языкознанию К 70-летию чл. кор. РАН А.В.Бондарко. - СПб., 2000. скачать PDF
- Основы онтолингвистики // Кафедра общего языкознания.
Учебные программы. СПб ГУ. - СПб., 2000.- С. 244-248.
- Acquisition of spelling rules by Russian children // VI
International Congress of the Applied Pshycholinguistics (Caen. 28 June
- 1 July 2000). - P. 60.
- "Взрослая" и "детская" лингвистика: Некоторые размышления
// Теоретические проблемы функциональной грамматики. Материалы
Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 26-28 сентября
2001г.). - СПб., Наука, 2001. - С.235-238.
- Некоторые особенности диалога "взрослый-ребенок": функции
реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге. - СПб., 2001. - С.
5-28. скачать PDF
- К вопросу о роли инпута в освоении ребенком семантической
категории локативности // Говорящий и слушающий: языковая личность,
текст, проблемы обучения. - СПб., Союз, 2001. - С.190-196.
- Стратегии понимания и интерпретации производного слова в
детской речи // Проблемы психолингвистики: теория и эксперимент. Сб.
науч. трудов. (в соавторстве с Е.С. Кубряковой.) - М., 2001. -
С.187-198.
- Словарь детских словообразовательных инноваций. Specimina
Philologiae Slavicae. Band 132. Verlag Otto Sagner. - Munchen. 2001. -
202 с. скачать PDF
- К вопросу об онтогенезе синтаксем. В
сб.:Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. К юбилею
Г.А. Золотовой. - М., 2002. - С. 120-129. скачать PDF
- Программа дисциплины "Основы онтолингвистики" // Учебные
программы по специализации "Психолингвистика" 021728. - СПб., 2002.
- Речевое развитие ребенка до трёх лет // Энциклопедия
развития ребенка раннего возраста. - СПб., 2002. (В соавт. с М.Б.
Елисеевой).
- Лексикализация грамматики и грамматикализация лексики в
онтогенетической перспективе // С любовью к языку. Сборник научных
трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. Москва-Воронеж. ИЯ РАН, 2002. - С.
463 - 467.
- Начальные комбинации синтаксем в речи ребенка. //
Петербургское лингвистическое общество. Научные чтения - 2001.
Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2001 г. Материалы конференции. - СПб.,
Изд. СПбГУ, 2002.
- Критерии определения уровня синтаксического развития
ребенка Статья. Сб. науч.-метод. трудов. Коррекционная педагогика.
Единое образовательное пространство - Спб, РГПУ им.А.И. Герцена, 2003.
- Внутренний графический лексикон в онтогенетической
перспективе // Материалы XIY Междунар. симпозиума по психолингвистике и
теории коммуникации "Языковое сознание: устоявшееся и спорное". 29-31
мая 2003. - М., 2003.
- Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и
иностранного: опыт сопоставительного анализа // X Конгресс МАПРЯЛ
"Русское слово в мировой культуре". Методика преподавания русского
языка: традиции и перспективы. Т. 2. - СПб., 2003. - С. 426-432.
- Освоение родного и неродного языка в естественной среде (на
материале речевых ошибок) // Мир русского слова, № 4, 2003. - С. 83-88.
- Научное наследие С.Д. Кацнельсона и некоторые проблемы
современной лингвистики детской речи // Теоретические проблемы
языкознания. Сб. статей к 140-летию кафедры общего языкознания
Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб., 2004, - С.
510-521. скачать PDF
- К вопросу о возможности спонтанного усвоения
орфографических правил // Человек пишущий и читающий: проблемы и
наблюдения. Материалы междунар. конф. (14-16 марта 2002 г.
Санкт-Петербург). - СПб., 2004. - С. 30-39. скачать PDF
- Конструирование первичной и вторичной языковой системы -
общее и различное // Детское двуязычие. Материалы междунар.
научно-практич. конф. (Санкт-Петербург, 3-5 октября 2005 года). - СПб.,
2005. - С. 51-53.
- Grammar errors in acquiring Russian as the first and the
second language тезисы X International congress for the Study of Child
language. Берлин, 2005. С. 204.
- Категория рода в детской речи // Формирование полевых
структур в детской речи. Проблемы функциональной грамматики: Полевые
структуры. - СПб., 2005. - С. 346-375.
2008 год
1. Освоение русского языка как способ адаптации детей-мигрантов к русскоязычному сообществу // Безопасность личности, общества, государства. Материалы Второй общероссийской научно-практической конференции (проблемы, задачи, технологии). Том 1. – СПб.: «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ», изд. «UT», 2008. – С. 220–222.
2. Синтагматическая стратегия построения морфологического компоненета языковой системы // Третья международная конференция по когнитивной науке. 20–25 июня 2008 г., Москва, Россия. Тезисы докладов. Том 2. М., 2008. С. 485–486.
3. К вопросу о контрастивной лингвистике // И.А. Стернин «Теоретические и прикладные проблемы языкознания». Избранные работы. Воронеж: Изд. «Истоки», 2008. С. 481–483.
4. Конструирование словоизменительных парадигм ребенком // Проблемы онтолингвистики – 2008. Материалы международной конференции (19-20 марта 2008 г. – Санкт-Петербург). – СПб.: «Златоуст». 2008. – С. 179–182.
5. Онтолингвистика как научная и учебная дисциплина // Журнал «Русский язык в школе» № 6, 2008.
6. Конструирование ментальной грамматики при освоении (acquisition) русского языка как первого и как второго (на примере овладения глагольного вида) // Материалы Международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива» 24–26 апреля 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 87–92.
7. К вопросу о конструировании ребенком собственной языковой системы: языковые единицы и правила // Язык. – Сознаие. – Культура. – Социум. Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И.Н. Горелова. Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. С. 122–125.
8. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 192 с.
9. Критерии уровня сформированности синтаксического развития ребенка // «Логопед в детском саду». Научно-методический журнал, № 7 (32), СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2008. С. 12–16.
10. Лингвистическое сопровождение иноязычного ребенка в начальной школе // Начальное языковое образование в современном обществе (к 80-летию академика РАО, д.п.н., профессора Т.Г. Рамзаевой). Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической юбилейной конференции (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2008 г.). СПб.: «САГА», 2008. С. 132–138.
11. Детские словоизменительные инновации как этап конструирования грамматической системы //VII выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. – Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2008. – С. 143–148.
12. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и неродного (иностранного) // Гуманiтарний вiсник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогiчний унiверситет iменi Григорiя Сковороди»: Науково-теоретичний збiрник. Вип. 15. Переяслав-Хмельницький: Изд-во Переяслав-Хмельницкого пед. ун-та, 2008. С. 152–155.
С. Н. Цейтлин НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД МОДАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА в кн.»Язык.Система.Личность», Материалы международной конференции. Екаеринбург, 2004, с. 16-174. (скачать)
С.Н.Цейтлин СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКО-РУССКИХ БИЛИНГВОВ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ в кн.Русистика о современность/Материалы VII международной научно-практической конференции 17-18
2004 г.СПб,2005.С.51-53 (скачать)
Вышла из печати монография С.Н.Цейтлин "Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи", М., Знак, 2009.
Скачать оглавление
книги
| |